Бюллетень

Избирательной комиссии

Ленинградской области

сетевое издание

6+

16.03.2018 » О РАБОТЕ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

В соответствии с законодательством наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования на выборах Президента России 18 марта 2018 года и до получения сообщения о принятии соответствующей территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов.

         Наблюдатель – это обладающий активным избирательным правом гражданин России, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

         Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, выдвинувшая зарегистрированного кандидата политическая партия, субъект общественного контроля (Общественная палата России, Общественная палата Ленинградской области) имеют право назначить в УИК несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в день голосования.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, субъект общественного контроля (Общественная палата России, Общественная палата Ленинградской области), интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе и проставление печати (в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом) не требуются.

Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

   Наблюдатели, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата либо наименование политической партии или субъекта общественного контроля, направившего наблюдателя в избирательную комиссию. Форма нагрудного знака устанавливается ЦИК России.

Всем наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, больнице, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей.

 

Права наблюдателя

 

В день голосования наблюдатель может находиться в помещении для голосования с начала работы УИК (не менее чем за один час до начала голосования, то есть в подавляющем большинстве случаев – с 7 часов утра) до окончания подсчета голосов избирателей и получения сообщения из вышестоящей избирательной комиссии о приеме протокола об итогах голосования.

Наблюдатель вправе выбрать промежуток времени, когда он будет осуществлять наблюдение, при этом наблюдение целесообразно осуществлять непрерывно.

Наблюдатель вправе, в том числе: знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка; наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования.        

Кроме того, наблюдатель может обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;  обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей; производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Все вопросы и предложения, возникшие у наблюдателя, целесообразно обсудить с председателем УИК, при необходимости адресовать ему свои замечания, получить у него соответствующие разъяснения.

В случае, если нарушение, по мнению наблюдателя не устранено, целесообразно уведомить об этом направившего наблюдателя кандидата, представителей, направившей наблюдателя партии, общественной палаты, а также подать письменное заявление в УИК. Также наблюдатель может обжаловать решение и действия (бездействие) УИК в вышестоящей комиссии или в суде.

 

Наблюдение за организацией и ходом голосования вне помещения для голосования

 

         Наблюдатель вправе присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

УИК обязана обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с проводящими голосование членами УИК с правом решающего голоса, возможности прибытия к месту проведения голосования.

Иные наблюдатели могут присутствовать при проведении голосования, прибыв по адресам самостоятельно, согласовав маршрут с председателем УИК.

Голосование вне помещения для голосования организуют: не менее двух членов УИК с правом решающего голоса или один член УИК с правом решающего голоса при условии присутствия двух и более членов УИК с правом совещательного голоса и (или) наблюдателей.

При осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования наблюдателю следует получить разрешение избирателя на проведение фото или видеосъемки в его квартире (доме).

Ограничения при работе наблюдателей

 

Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней; заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней; совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; вести предвыборную агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении УИК, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, одного субъекта общественного контроля.

Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

 

Ответственность наблюдателей

 

Статья 5.69 КоАП устанавливает административную ответственность за вмешательство в осуществление установленных законодательством полномочий УИК, повлекшее нарушение установленного законодательством порядка работы комиссии, либо за создание помех участию в голосовании, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.  Так для граждан предусмотрен штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.69 КоАП, составляются должностными лицами полиции.

Наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он нарушает законодательство о выборах. Решение об удалении наблюдателя из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения УИК.

Решение суда об удалении наблюдателя и иных лиц из помещения для голосования, вступившее в силу либо обращенное к немедленному исполнению, обязан исполнить сотрудник полиции или судебный пристав.

Наблюдателю важно быть объективным, вежливым и корректным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение. Эффективное взаимодействие наблюдателей с членами УИК является одним из условий соблюдения избирательных прав граждан.

 

Виктория Полякова

Пресс-секретарь

Избирательной комиссии

Ленинградской области