Бюллетень

Избирательной комиссии

Ленинградской области

сетевое издание

6+

23.08.2019 » О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ НА ВЫБОРАХ

Использование средств видеонаблюдения на избирательных участках, технических средств подсчета голосов (КОИБов), QR-кодов на протоколах об итогах голосования, присутствие на избирательных участках большого числа наблюдателей, журналистов способствуют обеспечению законности и гласности на выборах, снижению рисков возможных нарушений, искажения результатов выборов.

На муниципальных выборах в Ленинградской области 8 сентября 2019 года на 153 избирательных участках будут применяться комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы). КОИБы были распределены Леноблизбиркомом по избирательным участкам с большим числом избирателей в районных центрах и крупных населенных пунктах в Волховском, Всеволожском, Кингисеппском, Киришском, Кировском, Ломоносовском, Тихвинском и Тосненском районах, в том числе с учетом ранее возникавших на конкретных избирательных участках нарушений, жалоб на работу комиссий. В списки избирателей на этих избирательных участках включены почти триста тысяч избирателей Ленинградской области.

В день голосования КОИБы обеспечивают автоматизированный прием и обработку избирательных бюллетеней, а после завершения голосования – обеспечивают автоматизированных подсчет голосов избирателей и формируют протокол об итогах голосования на конкретном избирательном участке. КОИБы устроены так, что зафиксированные им данные нельзя изменить, КОИБы невозможно перепрограммировать, взломать, они защищены от внешних воздействий, не имеют связи с Интернетом. КОИБы имеют датчик двойного листа, это означает, что в него невозможно опустить сразу несколько бюллетеней.

Безусловно, использование в ходе выборов технических средств подсчета голосов снижает риски возможных нарушений в день голосования, позволяет сделать выборы более прозрачными и гласными, а подведение итогов голосования максимально оперативным.

Дополнительной формой контроля за ситуацией на избирательных участках в день голосования, препятствующей возможному нарушению избирательного законодательства и способствующей повышению доверия к избирательному процессу является использование средств видеофиксации на избирательных участках, в том числе наблюдателями, а также присутствие средств массовой информации.

В Ленинградской области 8 сентября средства видеонаблюдения будут применяться на 866 избирательных участках, за исключением участков, созданных в лечебных учреждениях и воинских частях. Кроме того, видеозапись будет вестись в территориальных избирательных комиссиях муниципальных районов, городском округе при приеме в них протоколов об итогах голосования от участковых избирательных комиссий после завершения голосования и подведении итогов голосования.

С учетом того, что наблюдателя может назначить каждый зарегистрированный кандидат (которых на муниципальных выборах в Ленинградской области насчитывается более 4 тысяч 300 человек), а также партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата и региональная Общественная палата, то можно предположить, что на каждом избирательном участке будет присутствовать не менее 5 наблюдателей.

Леноблизбиркомом по состоянию на 23 августа аккредитованы более 160-ти представителей из 28 СМИ для присутствия на избирательных участках в день голосования, при подведении итогов голосования, определении результатов выборов. При этом, на избирательных участках также могут присутствовать представители СМИ, аккредитованные через ЦИК России. Прием документов на аккредитацию представителей СМИ в Леноблизбиркоме еще продолжается, последний день для приема в Леноблизбиркоме документов для аккредитации - 4 сентября.

Безусловно, работа наблюдателей, присутствие представителей СМИ на избирательных участках является дополнительной формой контроля за законностью действий участковых избирательных комиссий, играет важную роль в повышении доверия к избирательному процессу, повышает его прозрачность.

Присвоение каждому протоколу УИК индивидуального QR-кода является гарантией невозможности искажения результатов голосования, исключает технические ошибки, связанные с человеческим фактором, при вводе результатов голосования в ГАС «Выборы», повышает прозрачность избирательного процесса и доверие участников избирательного процесса к выборам.

Кандидатам, их доверенным лицам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования). За указанные действия предусмотрена уголовная и административная ответственность (часть 2 статьи 141 Уголовного кодекса Российской Федерации, статья 5.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Также, законом предусмотрено, что кандидатам запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании - такие действия носят признаки подкупа избирателей.

Правоохранительные органы совместно с избирательными комиссиями принимают   незамедлительные меры по выявлению и  пресечению правонарушений, задержанию виновных лиц, фиксации их противоправной деятельности в целях последующего привлечения виновных к ответственности.

Заблаговременно, а также в день голосования сотрудники полиции патрулируют территорию избирательного участка для обеспечения законности и правопорядка, а также присутствуют на каждом избирательном участке при голосовании и подсчете голосов избирателей, подведении итогов голосования.

Кроме того, за выдачу членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня, а равно получение избирателем бюллетеня  для участия в голосовании вместо другого избирателя, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, предусмотрена уголовная и административная ответственность (статья 142.2 Уголовного кодекса и статья 5.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

 

Виктория Полякова

Пресс-секретарь  

Избирательной комиссии

Ленинградской области