23.08.2019 » О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ НА ВЫБОРАХ
Использование
средств видеонаблюдения на избирательных участках, технических средств подсчета
голосов (КОИБов), QR-кодов
на протоколах об итогах голосования, присутствие на избирательных участках
большого числа наблюдателей, журналистов способствуют обеспечению законности и
гласности на выборах, снижению рисков возможных нарушений, искажения
результатов выборов.
На муниципальных выборах в Ленинградской
области 8 сентября 2019 года на 153 избирательных участках будут применяться комплексы
обработки избирательных бюллетеней (КОИБы). КОИБы были распределены
Леноблизбиркомом по избирательным участкам с большим числом избирателей в районных центрах и крупных населенных
пунктах в Волховском, Всеволожском, Кингисеппском, Киришском, Кировском,
Ломоносовском, Тихвинском и Тосненском районах, в том числе
с учетом ранее возникавших на конкретных избирательных участках нарушений,
жалоб на работу комиссий. В списки избирателей на этих избирательных участках включены почти
триста тысяч избирателей Ленинградской области.
В день голосования КОИБы обеспечивают автоматизированный прием и
обработку избирательных бюллетеней, а после завершения голосования –
обеспечивают автоматизированных подсчет голосов избирателей и формируют
протокол об итогах голосования на конкретном избирательном участке. КОИБы устроены так, что
зафиксированные им данные нельзя изменить, КОИБы невозможно
перепрограммировать, взломать, они защищены от внешних воздействий, не имеют
связи с Интернетом. КОИБы имеют датчик двойного листа, это означает, что в него
невозможно опустить сразу несколько бюллетеней.
Безусловно,
использование в ходе выборов технических средств подсчета голосов снижает риски возможных нарушений в день
голосования, позволяет сделать выборы более прозрачными и гласными, а
подведение итогов голосования максимально оперативным.
Дополнительной формой контроля за ситуацией
на избирательных участках в день голосования, препятствующей возможному
нарушению избирательного законодательства и способствующей повышению доверия к
избирательному процессу является использование средств видеофиксации на
избирательных участках, в том числе наблюдателями, а также присутствие средств
массовой информации.
В
Ленинградской области 8 сентября средства видеонаблюдения будут применяться на
866 избирательных участках, за исключением участков, созданных в лечебных
учреждениях и воинских частях. Кроме того, видеозапись будет вестись в
территориальных избирательных комиссиях муниципальных районов, городском округе
при приеме в них протоколов об итогах голосования от участковых избирательных
комиссий после завершения голосования и подведении итогов голосования.
С учетом того, что наблюдателя может назначить каждый зарегистрированный
кандидат (которых на муниципальных выборах в Ленинградской области насчитывается
более 4 тысяч 300 человек), а также партия, выдвинувшая зарегистрированного
кандидата и региональная Общественная палата, то можно предположить, что на каждом
избирательном участке будет присутствовать не менее 5 наблюдателей.
Леноблизбиркомом по состоянию на 23 августа
аккредитованы более 160-ти представителей из 28 СМИ для присутствия на
избирательных участках в день голосования, при подведении итогов голосования,
определении результатов выборов. При этом, на избирательных участках также
могут присутствовать представители СМИ, аккредитованные через ЦИК России. Прием
документов на аккредитацию представителей СМИ в Леноблизбиркоме еще
продолжается, последний день для приема в Леноблизбиркоме документов для
аккредитации - 4 сентября.
Безусловно, работа наблюдателей, присутствие
представителей СМИ на избирательных участках является дополнительной формой
контроля за законностью действий участковых избирательных комиссий, играет важную
роль в повышении доверия к избирательному процессу, повышает его прозрачность.
Присвоение каждому протоколу УИК
индивидуального QR-кода
является гарантией невозможности искажения результатов голосования, исключает технические ошибки, связанные
с человеческим фактором, при вводе результатов голосования в ГАС «Выборы», повышает прозрачность
избирательного процесса и доверие участников избирательного процесса к выборам.
Кандидатам, их доверенным лицам, а также иным лицам и
организациям при проведении предвыборной агитации, запрещается осуществлять
подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные
ценности, проводить льготную распродажу товаров, предоставлять услуги
безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством
обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ
(в том числе по итогам голосования). За указанные действия предусмотрена
уголовная и административная ответственность (часть 2 статьи 141 Уголовного
кодекса Российской Федерации, статья 5.16 Кодекса об административных
правонарушениях Российской Федерации).
Также, законом предусмотрено, что кандидатам
запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки
избирателей для участия в голосовании - такие действия носят признаки подкупа
избирателей.
Правоохранительные органы совместно с избирательными
комиссиями принимают незамедлительные меры по выявлению и пресечению правонарушений, задержанию виновных
лиц, фиксации их противоправной деятельности в целях последующего привлечения
виновных к ответственности.
Заблаговременно,
а также в день голосования сотрудники полиции патрулируют территорию
избирательного участка для обеспечения законности и правопорядка, а также
присутствуют на каждом избирательном участке при голосовании и подсчете голосов
избирателей, подведении итогов голосования.
Кроме того, за выдачу членом избирательной комиссии гражданину
избирательного бюллетеня для предоставления ему возможности проголосовать вместо
избирателя, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же
голосования либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня, а
равно получение избирателем бюллетеня для участия в голосовании вместо другого избирателя, или для участия в
голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования,
предусмотрена уголовная и административная ответственность (статья 142.2
Уголовного кодекса и статья 5.22 Кодекса об административных правонарушениях
Российской Федерации).
Виктория Полякова
Пресс-секретарь
Избирательной
комиссии
Ленинградской
области